Confessions of a Shopaholic/ Шопоголик комедия США, 2008 Режиссер: Пи Джей Хоган В ролях: Айла Фишер, Кристен Риттер, Джоан Кьюсак, Хью Дэнси, Кристин Скотт-Томас, Линн Редгрейв, Джон Литгоу
Фильма по роману английской писательницы Софи Кинселла (Sophie Kinsella) «Шопоголик»
модная общественность ждала с особым трепетом, поскольку именно здесь
после всех телесезонов и полнометражной версии «Секса в большом городе»
дизайнер и стилист Патрисия Филд (Patricia Field)
нашла приложение своих талантов. Переоценить ее вклад в успех «Секса…»
трудно – Филд удалось визуализировать все женские fashion-слабости и
обозначить образный ряд так, что героини сериала мгновенно стали
иконами стиля и ролевыми моделями для женщин всего мира. Цитирование
культового сериала вовсе не случайно – создатели оставили прежние
декорации и сюжетную линию помешанной на моде колумнистки из Нью-Йорка,
однако акценты расставили так, что история приобрела совершенно новое
звучание. Главная героиня Ребекка Блумвуд (Айла Фишер)
сходит с ума по красивым вещам и скрывается от преследующего ее
кредитора Дерека Смита из-за болезненного пристрастия к шопингу –
гардеробная героини уже напоминает архипелаг, но она продолжает
охотиться за последними коллекциями и не может устоять перед ненужными
покупками в сезон распродаж… Девушка мечтает работать в глянцевом
журнале Allete, однако случайно попадает в малоизвестное финансовое
издание, где ей по иронии судьбы предстоит учить людей рационально
тратить деньги. Неожиданно даже для самой себя она делает карьеру на
новом поприще, рассказывая об инвестициях простым языком – лексика
заядлого шопоголика и сравнение банковской системы с sale-объектами
способствуют популяризации журнала. Щедро раздавая советы читателям,
Ребекка, однако, сама следовать им не спешит. Модные тенденции
будущего, сезонные распродажи,
просроченные кредитные карточки и отчаянное оправдание спонтанных
покупок становятся смыслом существования героини. Не случайно создатели
так пеклись об антураже - для съемок были задействованы лушие
дизайнерские коллекции будущего сезона, а на первом этаже знаменитого
нью-йоркского небоскреба «Херст-Тауэр» были созданы фальшивые витрины
магазинов торговых марок Valentino, Anna Sui, Catherine Malandrino и Alberto Ferretti.
Авторы
«Шопоголика» затронули тему цинизма общества потребления в ироничном
ключе – без надрыва и даже с некоторой неоднозначной оценкой
происходящего. Честный взгляд на действительность сотрудников
финансового издания довольно скучен без авантюристки и модницы Ребекки,
однако фальшивая картинка глянцевых изданий и того хуже. В то время как
мировая экономика переживает упадок, редакторы модных журналов
стимулируют покупательскую способность своих читательниц: спецпроект
«доступная мода» на поверку оказывается пиаром люксовых брендов с
напечатанными мелким шрифтом ценами, а дорогой «кашемировый жакет» на
95% состоит из полиэстера. Пожалуй,
одним из самых важных назидательных аспектов становится даже не
общечеловеческий, а социальный - так, отец Ребекки сравнивает ее с
американской экономикой, которая всем должна, но все еще на плаву. Тем
самым создатели отсылают нас к теме кризиса перепроизводства,
показывая, что такое количество товаров и услуг не может переварить ни
одно общество.
Пьянящее ощущение легкости бытия «Секса..»
сменяется гнетущим чувством тоски, которое уже трудно утолить даже
самым безудержным шопингом: недаром приобретение зеленого шарфа Hermes
наличными (50$), с двух кредитных карт (20 и 30$) и путем других
сложных манипуляций дает героине заряд адреналина и самоудовлетворения,
которое стремительно проходит, стоит ей только оказаться возле витрины Macy’s.
В
свое время «Секс…» стал откровением для женщин всего мира, предметом
культурологических исследований и катализатором феминизма «третьей
волны». Словно его продолжение в период упадка экономики, «Шопоголик»
повествует о том, что так изящно получалось у героини Кэндес Бушнелл (Candace Bushnell) –
привычке тратить! Кэрри Брэдшоу была удивительна в своей
непрактичности – она не могла позволить себе ни квартиры, ни машины
из-за пагубного увлечения дизайнерской обувью, однако жила на широкую
ногу и жадно любила жизнь. Тогда невоздержанность Кэрри казалась нам
привлекательной – недаром ее тандем с Manolo Blahnik считается примером едва ли не лучшего product placement’а в истории кино и ТВ.
В
теме Ребекки Блумвуд эта черта становится болезненной и почти
вульгарной: «Шопоголик» наглядно демонстрирует, что мегаполис – это
перерасход и переизбыток. Злоупотребление привычкой «быть Кэрри
Брэдшоу» заставляет потреблять больше необходимого, и в определенный
момент цель становится средством - эмоция «обладать» заслоняет даже
желание «нравиться».
Немаловажный
факт: мировая премьера фильма совпадает с сезоном скидок – для кого-то
это станет поводом посмотреть «Шопоголика» на стоп-кадре и прицельно
изучить главные тренды сезона, а кого-то, возможно, заставит пересмотреть отношения со своими финансовыми активами.
|